Ансамбль скульптуры в Луцке
25.10.2019
В. И. Мухина создает в Луцке своего рода ансамбль скульптуры и вовлеченного в нее пространства. Развертывая движение скульптурной группы в широком пространстве, она прибегает к открытой пластической форме. Крупные сквозные проемы скульптурной композиции, формы, вынесенные далеко за пределы ее основных объемов, создают некое общее действие, в котором участвуют и скульптура, и окружающая среда. В едином ключе развиваются тема движения фигур и тема ветра, потоки которого омывают статуи, пронизывают всю композицию, заставляют взлетать в воздух драпировки.
В этой широко раскрытой, распахнутой перед зрителем чувственной форме обретает свою эмоциональную художественную жизнь содержание скульптурной группы «Рабочий и колхозница», поднятой на уровень таких обобщений, которые придают ей значение символа советского строя, молодой, тогда двадцатилетней социалистической страны, устремленной в будущее.
Не случайно скульптурная группа увенчана серпом и молотом, составляющими Герб Советского Союза, и совершенно очевидна та политическая, пропагандистская действенность, которую демократичность образов и жизнеутверждающий оптимизм „Рабочего и колхозницы** приобрели на выставке в Париже, где павильон СССР противостоял павильону нацистской Германии - крепостного вида башне с подчеркнуто хищным геральдическим орлом наверху. Здесь советское монументально-декоративное искусство вступило в антифашистскую борьбу, охватившую культуру стран и народов мира в канун второй мировой войны.